Важность балансировки колес
Балансировка колес является неотъемлемой и важной частью в периодическом обслуживании автомобиля, тем более, что за последние годы в России значительно прибавилось комфортабельных, скоростных, и мощных автомобилей.
Балансировка и дисбаланс колес автомобиля.
При движении по поверхности, балансировка колес автомобиля напрямую влияет на работу подвески и трансмиссии. Дисбаланс колес приводит не только к дополнительным тратам на техническое обслуживание ТС, но и на комфорт при езде. Биение колеса, это ударная нагрузка на ступицу и подшипники, на все трущиеся и катящиеся детали. Причем нагрузка не маленькая – дисбаланс всего в 20 грамм на 14 дюймовом колесе при скорости движения автомобиля в 100 км/ч, по нагрузкам эквивалентен ударам кувалды весом в 3кг., по колесу, с частотой 800 раз в минуту. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что это напрямую влияет на комфорт вождения и в первую очередь на пассивную безопасность. Если у вас появились малейшие симптомы вибрации колес, необходимо не откладывая заехать на шиномонтаж и произвести балансировку.
Как появляется дисбаланс колес.
В большинстве случае, на шиномонтаже сталкиваются с комбинированным дисбалансом колес, вследствие того, что автомобильные шины и диски на практике невозможно изготовить идеально. Помимо этого, свою весомую лепту вносят также "дешевые" придорожные мастерские по ремонту колес. Устаревшее в техническом и моральном плане оборудование, и попросту непрофессионализм персонала. Фактор дорожного покрытия, а скорее отсутствия его как такового, вносит весомый вклад в появление дисбаланса. Неровности дороги, ямы, ухабы, трамвайные пути и ж/д переезды все это приводит к ударам по колесам.
Как и когда производится балансировка колес.
Производится балансировка колес на специализированном оборудовании, оснащенном компьютером с необходимым программным обеспечением через которое вводятся необходимые параметры, такие как: ширина диска, радиусе, вылет. На колёсные диски легкового автомобиля в среднем набивают грузы весом от 20 до 60 грамм. В случае если вес грузов намного больше, то рекомендуется сделать оптимизацию колеса. А эту операцию можно произвести только на оборудовании достаточно высокого уровня, имеющего функцию
ForceMatching®. После размещения груза на диске, колесо снова тестируют на стенде. Квалифицированные специалисты рекомендуют проводить балансировку каждые 5 000-10 000 км пробега, а также при сборке шины на колесный диск. Проверять и, если необходимо корректировать спустя 200-500 км после установки новой резины. Такая профилактика гарантирует исправное состояние колёс. Даже при условии, что грузы стоят на колесном диске, следует заметить, что в процессе эксплуатации происходит износ шин и деформация дисков автомобиля. Если Вы привыкли к динамичному передвижению на автомобиле, то Вам необходимо более требовательно отнестись к балансировке колес.
Нужно ли балансировать задние колеса?
Да, нужно. В отличие от передних колес, дисбаланс задних менее заметен, но он есть. Неправильный баланс приводит, помимо вышеуказанных проблем, к неравномерному износу самой резины. Если на задних колесах появился износ только в какой-то определенной области, а не равномерный, по всей поверхности беговой дорожки, то, вероятней всего, это из-за несовпадения центра массы колеса с его центром вращения.
Как происходит балансировка? Как распознать хорошую балансировку?
Чистое, собранное колесо устанавливают на балансировочный станок и закрепляют специальным, центрующим конусом или фланцевым адаптером
HAWEKA. Балансировать колеса, на конусе без использования фланцевого адаптера не рекомендуется из-за большей погрешности результата. На стенде задаются параметры колеса и, после непродолжительного вращения, компьютер выдает информацию, где и какой массы груза необходимо установить. Чем больше и тяжелее колеса, тем ощутимей влияние погрешностей закрепления колес на станке на качество балансировки.
В зависимости от типа диска используют различные типы грузов. Различают набивные груза для штампованных и литых дисков, а также клеящиеся груза. Их используют с целью сохранения внешнего вида литого диска и, в том случае, когда балансировка набивными грузами невозможна вследствие определенной формы закраины.
На колесо
груза устанавливаются с внутренней и внешней стороны (в случае невозможности установить груз непосредственно на фасаде диска, его устанавливают с внутренней стороны как можно ближе к спицам диска). Имеет место балансировка и одним грузом, но она сложна и возможна только на стендах имеющих функцию
SmartWeight®. Этот новый метод подсчитывает груз путем измерения «абсолютных» или чистых статических и парных сил дисбаланса.
|
|
|
|
|
Стандартная коррекция с
применением двух грузов |
|
Коррекция с применением одного
груза при использовании технологии
SmartWeight®
|
В отличие от традиционной
процедуры, оценивающей параметры балансировки по весам
грузов, опция SmartWeight® определяет статические и парные силы дисбаланса для выявления проблем, вызывающих вибрацию, тем самым максимизируя возможности балансировки.
Масса груза не должна превышать 60 грамм на новой шине с
новым диском. Если масса навешиваемого груза больше, то
нужно убедиться в правильной сборке колеса или устранить
причину большого дисбаланса путем оптимизации положения
шины на диске (функция ForceMatching®).
|
Функция
ForceMatching®
|
Уникальная система Road Force Measurement® нагружает шину с усилием до 635 кг. Прижимной роллер выявляет дисбаланс и радиальную вибрацию, вызванные конструкционными особенностями шины и диска. В отличие от бесконтактного измерения, роллер позволяет исследовать всю контактную поверхность шины и боковины, для определения их воздействия на ходовые качества автомобиля.
|
Обычной и, чаще всего, невидимой причиной вибрации является неоднородность шины. При движении качения шина деформируется, как будто сделана из пружин.
Измерение биения обода
|
GSP9700 измеряет боковое и радиальное биение обода без
снятия шины и быстро определяет, вызвано ли биение
шиной. Биение также может быть измерено в посадочном
месте бортов при снятой шине. Затем GSP9700 выявляет
проблемы диска и шины, вызывающие вибрацию и выводит на
монитор пошаговые инструкции по их устранению. |
|
|
Биение обода
можно измерить,
не снимая шины... |
…либо непосредственно в посадочном
месте бортов при снятой шине. |
ForceMatching®
и балансировка
Запатентованная компанией Hunter функция
ForceMatching® помогает совместить высокую точку силовой неоднородности шины с низкой точкой радиального биения обода, что приводит к устранению вибрации.
Как только процесс будет завершен, оператор может продолжить процедуру точной балансировки колеса, выбрав соответствующий метод.
Совмещение наиболее жёсткого или высокого участка шины с наиболее низкой точкой обода, устраняет вибрацию, вызванную силовой неоднородностью, и обеспечивает максимально возможный плавный ход автомобиля.
Предрассудки о качестве балансировки?
В некоторых шинных центрах применяют, так называемую, «финишную» балансировку. Причем рассматривают ее как альтернативу балансировке колес на обычных балансировочных стендах. Этого нельзя делать. Аппарат «финишной» балансировки предназначен для статической балансировки всего узла, т.е. ступицы вместе с колесом и тормозным диском. Причем, ДОПУСТИМЫЙ вес грузика, которым корректируется дисбаланс узла, максимум 15 граммов. Следует заметить, что при этом колесо должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО отбалансировано. Причем, если при балансировке колеса использовались адаптеры
HAWEKA, необходимость проведения «финишной» балансировки отпадает.
Что такое балансировка по системе
HAWEKA?
Балансировка колес, производимая по центральному отверстию, за исключением редких случаев, не является предпочтительной. Фирма
HAWEKA разработала метод балансировки колес по отверстиям, через которые колесо крепится к ступице. Как лучше балансировать, по центральному отверстию, или по отверстиям, с помощью которых колесо крепится к ступице?! Тут каждый клиент выбирает сам. Либо полагаться на точность и надежность изготовления дисков, либо на новый прогрессивный метод.
Суть метода:
По системе HAWEKA диск крепится к балансировочному стенду фланцевым адаптером, имитирующим крепление ступичными болтами или шпильками к ступице вашего автомобиля.
Данная система центровки колес на валу балансировочного стенда осуществляется при помощи конуса, зажимной гайки и фланцевого адаптера. Следует заметить, что в данном случае конус обеспечивает лишь предварительную центровку колеса. Окончательную центровку обеспечивает фланцевый адаптер.
Фланцевый адаптер центрует колесо по крепежным отверстиям диска, что позволяет имитировать положение колеса на ступице автомобиля.
По мере затягивания зажимной гайки, давление равномерно распределяется через пальцы фланцевого адаптера по крепежным отверстиям диска, и таким образом колесо садится на вал балансировочного стенда строго вертикально, в результате чего обеспечивается почти идеальная точность установки.
А поскольку крепежные отверстия диска, как на стальных, так и на легкосплавных дисках более точны, чем центральное отверстие, то воспроизводимость параметров также значительно повышается. Фланцевые адаптеры являются самыми точными на сегодняшний день. С их помощью можно балансировать колеса легковых и внедорожных автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков с любым количеством крепежных отверстий.
Фланцевые адаптеры - первое средство борьбы с дисбалансом, и каждый владелец балансировочного стенда должен иметь полный комплект этих адаптеров.
Но, любое железо (особенно дешевых производителей), а именно: резьбовые части валов, конуса, зажимные гайки, имеет свойство изнашиваться в процессе эксплуатации.
Максимально допустимая величина износа не должна превышать 0,022мм от номинала.
Вряд ли маленькие шиномонтажные мастерские на базе контейнеров уделяют этому должное внимание (процедура проверки и замена изношенных деталей не из дешевых). У них немного другие цели и задачи. Отсюда выводы…..
Запомните главное. Нули на мониторе любого балансировочного стенда – это честные нули, но только для конкретной в данном случае установки колеса на валу. А ведь на автомобиль оно может встать совсем по-другому (т.е. правильно). Поэтому, прежде чем сдать свои колеса в работу, поинтересуйтесь в шиномонтаже, регулярно ли проверяется износ имеющихся частей балансировочного стенда и каким способом колесо центруется на валу.
Желаем удачи.